Теперь медицинская помощь в нижегородских школах предоставляется по‑новому

С 1 сентября 2025 года в российских образовательных учреждениях вступили в силу обновлённые правила оказания медицинской помощи детям. Эти изменения касаются и школ, и детских садов Нижнего Новгорода и Нижегородской области в целом. Новые нормы затрагивают организацию работы медицинских кабинетов, квалификационные требования к персоналу, перечень обязательного оборудования и круг обязанностей медработников. В этой статье мы подробно расскажем, что именно изменилось, как теперь будут работать медицинские пункты в школах Нижнего Новгорода, какие права и обязанности у специалистов, педагогов и родителей, а также дадим практические рекомендации по взаимодействию со школой в новой ситуации. 😊

Кратко о главном

  • С 1 сентября 2025 года школьные и дошкольные медицинские кабинеты переименованы в «медицинские пункты»;
  • оказывать медицинскую помощь теперь могут не только педиатры, но и медсёстры или медбратья с высшим медицинским образованием;
  • специалисты, работающие в медицинских пунктах, смогут получить льготный медицинский стаж;
  • медработники получили право участвовать в адаптации образовательной программы под состояние здоровья ребёнка;
  • установлены требования к помещениям и оборудованию медпункта и расширен список обязанностей медперсонала — от вакцинации до контроля приёма регулярных препаратов.

Почему это важно для Нижнего Новгорода

Нижний Новгород — крупный город с развитой сетью образовательных учреждений, где ежедневно обучаются десятки тысяч детей. Безопасность и здоровье школьников всегда в приоритете родителей, педагогов и врачей. Новые правила направлены на то, чтобы медицинская помощь в школах была более доступной, профессиональной и соответствовала современным требованиям: от оказания экстренной помощи до профилактической работы и сопровождения детей с хроническими заболеваниями.

Для родителей нижегородских школьников это означает, что часть задач, связанных с наблюдением за здоровьем детей в течение дня, теперь формально закреплена за школьными медработниками. Для самих медиков — новые возможности по официальному признанию трудового стажа и участию в образовательном процессе.

Кто теперь может работать в школьном медпункте

Ранее в некоторых школах медицинскую помощь оказывали преимущественно врачи-педиатры или медсестры со средним медицинским образованием. По новым правилам допускается работа в медпункте специалистов с высшим медицинским образованием — это медсёстры (медбратья) и другие профильные работники. Такое изменение расширяет кадровые ресурсы и помогает закрывать вакансии в школах, особенно в тех образовательных организациях, где сложно привлечь врача на штатную позицию.

Важно: приём на работу и размещение персонала остаются в рамках действующего трудового законодательства и нормативов по образованию и аккредитации. Если у родителей или администрации школы возникают вопросы по квалификации конкретного сотрудника, их можно уточнить в самой школе или у работодателя — муниципального образовательного управления.

Переименование в «медицинские пункты» и льготный медстаж

Одно из ключевых нововведений — переименование школьных кабинетов в «медицинские пункты». Это сделано не столько ради словоформы, сколько для юридического оформления работы специалистов, позволяющего им претендовать на льготный медицинский стаж. Для медиков это важный шаг: он влияет на пенсионные права и условия труда, особенно для тех, кто длительное время работает с детьми и в образовательной среде.

Для родителей и школьной администрации это влечёт за собой необходимость приведения обозначений и документации в соответствие с новыми правилами: вывески, штатные инструкции, положение о медпункте и др.

Что должно быть в каждом школьном медицинском пункте

Новые правила устанавливают чёткий перечень обязательных помещений и оборудования. Основные требования включают наличие:

  • процедурной комнаты;
  • кабинета приёма пациентов (приемной/приёмного кресла);
  • перевязочных наборов и расходных материалов для оказания первичной помощи;
  • аптечки для экстренной помощи с медикаментами и средствами первой необходимости;
  • портативного электрокардиографа (возможность проведения ЭКГ/скрининга в экстренных/неотложных ситуациях);
  • термометров (желательно электронных) и ростомера;
  • носилок и стола для оказания медицинских процедур;
  • условий для хранения препаратов с учётом температуры и безопасности доступа.

Эти требования направлены на обеспечение минимального уровня оснащения, который позволяет качественно и быстро реагировать на большинство школьных ситуаций: травмы, обострения хронических заболеваний, внезапные ухудшения самочувствия, контроль температуры и др.

Новые обязанности медицинского персонала

Список обязанностей медработников в школах расширился. Теперь специалисты должны:

  • проводить плановые и внеплановые медицинские осмотры школьников согласно установленным графикам;
  • выполнять вакцинацию в рамках национальных календарей профилактических прививок (при наличии согласия родителей и в соответствии с нормами);
  • оказывать первую и неотложную помощь при обострениях хронических заболеваний и травмах до момента передачи ребёнка в специализированное учреждение;
  • направлять детей к профильным специалистам при необходимости;
  • оформлять справки о состоянии здоровья по установленным формам;
  • контролировать приём врачебно назначенных медикаментов у детей, если есть соответствующие показания и расписание приёма;
  • вести журнал учёта приёма лекарств с обязательными записями о каждом приёме;
  • участвовать в адаптации образовательной программы: при наличии медицинских показаний вносить рекомендации, учитываемые педагогами.

Последний пункт — участие медицинского работника в адаптации образовательного процесса — достоин отдельного внимания. Если у ребёнка имеются хронические заболевания, особые потребности или ограничения функционального состояния, школа теперь официально может изменять программы и распорядок в соответствии с медицинскими рекомендациями. Это важно для детей с аллергией, бронхиальной астмой, эндокринными нарушениями и другими состояниями, требующими коррекции режима занятий или физической нагрузки.

Контроль за регулярным приёмом лекарств

Если у ребёнка есть показания к регулярному приёму медикаментов в течение школьного дня, медработник обязан следить за соблюдением графика. Для этого вводится ведение специального журнала с записями о каждом приёме лекарства: дата, время, дозировка, фамилия медработника, подпись. Такие меры нужны для безопасности ребёнка и прозрачности взаимодействия между медицинским персоналом, родителями и педагогами.

Родителям важно заранее согласовать с лечащим врачом форму и условия передачи медикаментов в школу, а также убедиться, что упаковка и документы соответствуют требованиям (наименование препарата, дозировка, назначение, срок годности, рекомендации врача).

Что должны знать родители нижегородских школьников

Если вы — родитель школьника в Нижнем Новгороде, обратите внимание на несколько практических моментов:

  • узнайте в своей школе, кто сейчас работает в медицинском пункте, какая у сотрудника квалификация и как с ним связаться;
  • если у ребёнка есть хронические заболевания или особые образовательные потребности, предоставьте школе актуальные медицинские справки и рекомендации лечащего врача;
  • обсудите с медработником и классным руководителем схему приёма лекарств, если она необходима, и убедитесь, что школа ведёт журнал учёта;
  • спросите, каким образом школа информирует родителей о неотложных ситуациях и состоянии ребёнка в течение учебного дня;
  • при необходимости соглашайтесь на участие медработника в адаптации учебной программы, чтобы обеспечить безопасные условия для ребёнка.

Если у вас появятся вопросы или сомнения по поводу оснащения медпункта или условий хранения лекарств, вы вправе запросить у школы копии локальных положений и инструкции, регламентирующие работу медпункта.

Что должны сделать школы и администрация

Администрациям образовательных организаций Нижнего Новгорода предстоит привести внутреннюю документацию и материально‑техническую базу в соответствие с новыми требованиями. Практические шаги включают:

  • переименование кабинетов в «медицинские пункты» в официальных документах и на вывесках;
  • обеспечение обязательными помещениями — процедурной и приёмной комнатой;
  • приобретение и обновление оборудования и расходных материалов в соответствии с перечнем;
  • информирование родителей и сотрудников об изменениях в порядке оказания медпомощи;
  • пересмотр локальных нормативных актов и положение о работе медпункта;
  • обеспечение возможности профильного обучения и повышения квалификации для сотрудников, работающих с детьми.

В ряде случаев финансирование таких мероприятий осуществляется за счёт муниципального или регионального бюджета. Родителям и педагогам стоит следить за объявлениями от управления образования Нижнего Новгорода и муниципалитетов о мероприятиях по оснащению и переоснащению образовательных учреждений.

Как нововведения влияют на школьные больничные и посещаемость

Вместе с изменениями в школьной медицине в СМИ обсуждалась и проблема сложности получения больничных для часто болеющих детей. Новые правила дают возможность более чёткой фиксации состояния ребёнка и рекомендаций по обучению, что в перспективе может упростить взаимодействие семьи, школы и врачей при оформлении документов, связанных с временной нетрудоспособностью родителей или необходимостью организовать домашнее обучение.

Тем не менее вопросы оформления больничных остаются в рамках действующего законодательства и требований Фонда социального страхования и медицинских организаций. Для разрешения спорных ситуаций родителям рекомендуется заранее консультироваться с лечащим врачом и представителями школы.

Практические рекомендации для педагогов и классных руководителей

  • вовлеките медработника в обсуждение адаптационных карт для учащихся с особыми потребностями;
  • имейте под рукой контакты медицинского пункта и инструкции на случай неотложных ситуаций;
  • при планировании физкультуры и экскурсий учитывайте рекомендации врача для отдельных детей;
  • согласовывайте с родителями и медработником формы передачи лекарств и особенности ухода за учеником в школе.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Кто теперь делает прививки в школе?
Вакцинация проводится медицинскими работниками в рамках национального календаря профилактических прививок и только при наличии согласия родителей. Если прививка проводится в школе, порядок её проведения и информирование родителей регламентируется локальными документами образовательной организации.

Можно ли доверить приём лекарств школьной медсестре?
Да, если есть предписание лечащего врача и согласие родителей. Медработник обязан вести журнал учёта приёма медикаментов и фиксировать каждый приём.

Что делать, если у школы нет полного набора оборудования?
В этом случае администрация должна информировать родительскую общественность о планах по оснащению и сроках реализации. При необходимости родители могут инициировать диалог с управлением образования или депутатами муниципалитета по вопросу модернизации медпункта.

Заключение

Обновлённые правила оказания медицинской помощи в образовательных учреждениях задают новый стандарт для работы с детским здоровьем прямо в учебной среде. Для Нижнего Новгорода и региона это шанс повысить качество повседневной медицинской поддержки школьников, укрепить взаимодействие между медиками, педагогами и родителями и создать более безопасные условия для детей. 🏫💉

Главное — открытый диалог: родители должны сообщать школе о состоянии здоровья ребёнка и предъявлять необходимые медицинские документы; школы — вовремя информировать о работе медпункта, наличии сотрудника и порядке оказания помощи; медработники — вести точную документацию и следовать профессиональным стандартам. Вместе эти меры помогут обеспечить детям безопасный школьный день и своевременную медицинскую помощь при любых ситуациях.

Если у вас есть вопросы по тому, как изменения отражаются на конкретной школе в Нижнем Новгороде, рекомендуем обратиться в администрацию образовательной организации или к специалистам управления образования вашего района. Следите за официальными сообщениями и обращениями — это позволит быть в курсе всех локальных инициатив и сроков реализации новых требований.

По материалам официального сообщения НИА «Нижний Новгород» от 04 сентября 2025 года.

© moigorky.ru — История, культура, места и события Нижнего Новгорода. Мой Горький — блог о городе, его людях и жизни сегодня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *