Захар Прилепин о миграционной политике: кто допустил мигрантов в Россию и почему они не стали гражданами?

В последние годы вопрос адаптации и интеграции мигрантов в российское общество стал одной из самых обсуждаемых тем не только на федеральном, но и на региональном уровне. Как Нижний Новгород, так и вся Нижегородская область на протяжении последних десятилетий были важными точками притяжения для людей, прибывающих в Россию из постсоветских стран. Проблема стала настолько масштабной, что к ее обсуждению подключаются не только власти, но и известные общественные и политические деятели. Одним из таких выступил Захар Прилепин — писатель, офицер, общественный деятель и уроженец Нижегородской области.

Миграция: российский и нижегородский аспекты

Нижегородская область входит в число регионов, куда традиционно приезжает много трудовых мигрантов — главным образом из стран СНГ: Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и других бывших союзных республик. Нижний Новгород, будучи крупным промышленным, транспортным и культурным центром, предоставляет рабочие места в строительстве, сфере обслуживания, на заводах и в сервисе. По данным Росстата, на начало 2024 года официально зарегистрированных иностранных граждан в Нижегородской области насчитывалось более 60 тысяч человек, большинство из которых работают по трудовым патентам или временным разрешениям.

Вместе с тем, вопросы приспособления мигрантов к российским реалиям, законодательства, культуры и языка остаются нерешёнными десятилетиями. Региональные власти и городская администрация периодически запускают программы адаптации, однако их эффективность часто ставится под сомнение не только экспертами, но и представителями общественности.

Прилепин: «Основная проблема не в мигрантах, а в работе государственных структур»

На открытии региональной образовательной программы «Герои. Нижегородская область» в Корпоративном университете правительства Нижегородской области Захар Прилепин акцентировал внимание на роли государственных институтов в формировании миграционной политики.

Отвечая на вопрос участника образовательной программы о трудностях интеграции мигрантов, Прилепин заявил: «Есть такое мнение, что все проблемы в мигрантах. Но ведь именно государство допустило этих людей, поселило, прописало, дало работу — но не сделало их гражданами России».

По его мнению, значительная доля ответственности за несформированность интеграционной среды лежит на органах власти:

  • органах опеки (которые контролируют права детей и семей мигрантов),
  • образовательных структурах (школах, вузах, колледжах),
  • Министерства внутренних дел (которое регулирует въезд, постановку на учет, выдачу разрешений и пр.).

«Как так получилось, что государство допустило массовый въезд трудовых мигрантов, но не озаботилось их полноценной интеграцией и предоставлением гражданства?» — именно этот вопрос, по мнению Прилепина, лежит в основе современной проблемы.

Коррупция — основа современной миграционной политики?

Захар Прилепин особо подчеркнул роль коррупционных схем, которые, по его словам, формируют основу современной миграционной политики. По всей России и в частности в крупных регионах вроде Нижегородской области выявляются случаи, когда за получение регистрации, патентов на работу, медицинских справок и других документов иностранные граждане вынуждены платить посредникам или неофициально обращаться в специализированные фирмы.

По данным Генеральной прокуратуры РФ, только за 2023 год в регионах России было возбуждено свыше 5 тысяч уголовных дел, связанных с незаконным оформлением трудовых мигрантов, подделкой документов и вымогательством.

В беседе на образовательной площадке Прилепин заявил: «В первую очередь, бороться нужно не с самими мигрантами, а с коррупцией среди чиновников, регулирующих их оформление и пребывание в стране».

Он также отметил: «Уличные рейды и нацеленные на силовое противостояние методы не решают проблему системно, а лишь создают видимость борьбы».

Радикальные настроения: угроза для внутренней стабильности

Важной частью выступления Прилепина стала критика экстремистских и националистических взглядов, которые всё активнее звучат в публичном пространстве. По мнению писателя, призывы к насилию и радикальной изоляции мигрантов не только не решают проблемы, но и напрямую угрожают стабильности российского общества.

Он отметил: «Риторика радикалов может привести к гражданскому противостоянию внутри страны. Уже сейчас некоторые националистические движения получают поддержку и финансирование из-за рубежа для раскачки ситуации».

Федеральные структуры неоднократно фиксировали факты информационной поддержки экстремистских групп и ресурсов, распространяющих ксенофобскую повестку. В частности, Прилепин подчеркнул, что часть публикаций российских националистов имеет украинское происхождение. Российские спецслужбы располагают данными о таких схемах и отслеживают подозрительные связи.

Исторический контекст и внешнее влияние

Захар Прилепин затронул и тему исторической работы России с постсоветским пространством. На протяжении трёх десятилетий с момента распада СССР Москва придерживалась политики невмешательства во внутренние дела соседних государств, в отличие от ряда западных стран — Великобритании, Франции, США, а также Турции. Европейские и турецкие образовательные программы, гранты, культурные обмены формировали в странах Центральной Азии и Закавказья новую элиту, зачастую с антироссийским уклоном.

«Мы не работали с их учебниками, университетами, культурой, не готовили из них друзей, а другие страны этим занимались активно. В итоге часть мигрантов приехала к нам уже с чужой системой ценностей, отсюда сложности интеграции и адаптации», — выразил мнение Прилепин.

В Нижегородской области, как и во многих других российских регионах, на улицах и в учебных заведениях чувствуется культурное разнообразие: на рынках активно работают представители различных диаспор, в школах учатся дети, которым русский язык не всегда родной. Это новая реальность, которую нельзя игнорировать, но которой требуется системное регулирование.

Миграционная и интеграционная политика: какой должна быть

В выступлении Захара Прилепина звучала основная мысль: необходимо переходить от ситуативной и реактивной политики к системной долгосрочной работе с мигрантами. Он предложил ряд направлений работы, которые могут быть актуальны для регионов вроде Нижегородской области:

  • Реформирование государственных институтов, отвечающих за оформление и адаптацию мигрантов.
  • Борьба с коррупцией при предоставлении разрешительных документов и регистрации.
  • Разработка и внедрение эффективных программ интеграции: изучение русского языка, истории, культуры, традиций.
  • Информационная поддержка и просвещение как для мигрантов, так и для принимающей стороны — местных жителей.

В последние годы администрация Нижнего Новгорода и Правительство Нижегородской области запускают специальные адаптационные центры для мигрантов, проводят межэтнические фестивали, разрабатывают обучающие курсы для взрослых и детей. Важную роль играют и национальные культурные автономии: узбекская, таджикская, азербайджанская, армянская и другие. Однако эти усилия требуют объединения с работой федеральных органов и единых стандартов по стране.

России нужны трудовые ресурсы — но с правильной интеграцией

Захар Прилепин подчеркнул, что Россия объективно нуждается в трудовых ресурсах. Демографические проблемы, снижение численности трудоспособного населения в ряде регионов, в том числе в Нижегородской области, — всё это обуславливает приток мигрантов. Но важно, чтобы приезжающие не становились изолированной группой, а вливались в российское общество полноценно и с пониманием локальных культурных и правовых норм.

Прилепин привёл пример Беларуси как союзного государства, где интеграционные процессы выстроены на более прочной основе. Такой сценарий может стать моделью для других союзников России, в том числе и для стран Центральной Азии.

Язык, культура, история — ключ к взаимопониманию

Писатель и общественный деятель обратился к участникам образовательной программы с призывом глубже изучать языки, историю и культуру новых партнерских государств. Для развития многонационального общества, считает Прилепин, необходимо не только ожидать интеграции от мигрантов, но и самим проявлять интерес к их традициям, общаться, устанавливать деловые и дружеские связи.

В этом процессе Нижний Новгород занимает особое место — город с тысячелетней историей всегда был точкой соприкосновения разных народов и культур. Здесь веками жили русские, татары, евреи, армяне, чуваши, мордва. Город выдержал в себе богатое многонациональное наследие, и задача современных жителей — сохранить его и приумножить во благо будущих поколений.

Выводы и перспективы: что делать сегодня?

Проблемы миграции и интеграции требуют комплексного подхода как на уровне государства, так и на уровне муниципалитетов и локальных сообществ. Нижний Новгород и Нижегородская область — один из примеров, где позитивное решение возможно только при честной работе государственных структур, искоренении коррупции и развитии просветительских инициатив.

  • Необходимо выстраивать прозрачные и справедливые механизмы оформления трудовых мигрантов.
  • В каждой школе и образовательном учреждении должны быть адаптационные программы для детей и родителей, столкнувшихся с иными культурными кодами.
  • Усилить работу многонациональных центров, проводить межэтнические фестивали, обучающие курсы по правам и обязанностям, а также поддерживать национальные культурные организации.
  • Развивать партнерские отношения с государствами происхождения мигрантов, создавая совместные образовательные программы, обмены и стажировки.

Как подчеркнул Захар Прилепин, «ничего не потеряно» — при системной работе в течение 15–20 лет можно добиться того, чтобы бывшие граждане стран СНГ стали искренними друзьями России, а не пассивными работниками или носителями чужих идеологий.

Мигранты в Нижнем Новгороде: реальные истории

В регионе накоплен опыт успешной интеграции. Многие жители Нижнего Новгорода отмечают, что дети мигрантов — будущие коллеги и одноклассники их собственных детей. Примером может служить история семьи Каримовых из Таджикистана: приехав в город в начале 2010-х на заработки, родители устроились работать в сфере строительства, а их дети поступили в нижегородские школы и успешно сдали ЕГЭ, поступили в местные вузы. Сегодня они — полноценные жители города, участвующие в жизни студенческого и молодежного сообщества.

Подобных примеров в Нижнем Новгороде тысячи. Однако, как признают эксперты, для каждого успешного случая интеграции есть десятки проблемных, связанных с языковым барьером, нехваткой адаптационных курсов, а иногда — и с бытовой дискриминацией.

Напоследок

Вопрос миграции — это вызов, ответ на который может стать примером для других городов России. Принципы высказываний Захара Прилепина, прозвучавших на площадке региональной образовательной программы, могут и должны найти отражение в реальной политике Нижнего Новгорода и области.

Проблемы миграции не решаются уличными рейдами и радикальными лозунгами. Системный подход, честная работа государственных институтов, борьба с коррупцией, развитие образовательных программ и реальное межкультурное сотрудничество — вот путь к мирному многонациональному будущему региона.

В истории Нижнего Новгорода есть всё, чтобы стать примером удачной интеграции и формирования общества, где каждый — независимо от паспорта — чувствует себя частью большой и сильной страны. Главное — суметь объединить усилия власти, общества и самих мигрантов во имя общего будущего.

Следите за новостями, изучайте природу, культуру и историю Нижегородского края. Только совместное понимание и уважение традиций друг друга может сделать наш город по-настоящему комфортным и дружелюбным для всех.

😊🫱🏻‍🫲🏽🌍

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *