«Сапсаны» не собираются возвращаться на маршрут Москва — Нижний: что важно знать пассажирам
20 ноября 2025 года на заседании комитета по транспорту и связи Законодательного собрания Нижегородской области прозвучало важное заявление: возобновление движения скоростных поездов «Сапсан» по маршруту Москва — Нижний Новгород в настоящее время не планируется. Информацию озвучил заместитель директора Горьковской железной дороги Владимир Тюленев. Новость уже отозвалась среди пассажиров и жителей региона — многие интересуются, чем объяснено такое решение и как будут организованы пассажирские перевозки в ближайшие месяцы.
Коротко по сути новости
- Все составы «Сапсанов» сейчас работают на линии Москва — Санкт-Петербург — это направление позволяет поездам развивать скорость до 250 км/ч;
- На маршруте Москва — Нижний Новгород такие условия (позволяющие движение «Сапсанов» на максимальных скоростях) пока отсутствуют, как отметил представитель Горьковской железной дороги;
- С 3 декабря по маршруту Нижний Новгород — Москва будут курсировать новые двухэтажные поезда «Буревестник» три раза в день — их рассматривают как альтернативу «Сапсанам» на этом направлении;
- В июле 2025 года обсуждалась возможность повторного запуска «Сапсанов» по маршруту Москва — Нижний, однако сейчас возобновление не планируется.
Немного контекста: кто такие «Сапсаны» и почему они требуют особых условий
«Сапсан» — коммерческое название российских скоростных поездов семейства Velaro производства Siemens (в российской модификации обычно называют «Сапсан»). В России эти поезда эксплуатируются РЖД на магистральных скоростных направлениях и известны высокой скоростью движения (в эксплуатационных условиях на некоторых участках — до 250 км/ч), комфортом и сокращением времени в пути по сравнению с обычными скоростными и дальними поездами.
Однако высокие скорости накладывают и повышенные требования к инфраструктуре: качество пути, выправка полотна, современная контактная сеть, системы сигнализации и централизации, организация перегона и обеспечения безопасности — всё это должно соответствовать строгим стандартам. На участках, где эти условия недостаточно обеспечены, эксплуатировать поезда типа «Сапсан» в полную силу невозможно или экономически нецелесообразно.
Почему «Сапсаны» остаются на маршруте Москва — Санкт-Петербург
Как сообщил заместитель директора Горьковской железной дороги Владимир Тюленев, все составы «Сапсанов» в настоящее время задействованы на направлении Москва — Санкт-Петербург. Это логично: именно на этом коридоре создана инфраструктура, позволяющая поездам развивать высокую скорость — включая выведенные в нормативные параметры участки пути, системы управления движением и соответствующие технологические решения. Поэтому эксплуатация «Сапсанов» на этом направлении экономически и технологически оправдана.
Чем обосновано решение не возвращать «Сапсаны» на маршрут Москва — Нижний
В официальном комментарии ключевой аргумент сводится к инфраструктурным и эксплуатационным особенностям: на направлении до Нижнего Новгорода пока отсутствуют условия, при которых «Сапсаны» могли бы последовательно и эффективно работать с преимуществами, которые они дают пассажирам — в первую очередь с точки зрения скоростного режима. Это означает, что либо требуется модернизация отдельных участков, либо эксплуатация на имеющейся инфраструктуре не даст ожидаемого прироста скорости и комфорта, который оправдал бы содержание и использование этих составов именно на этом маршруте.
Отметим, что речь не о том, что «Сапсаны» навсегда исключены из возможных рейсов в Нижний Новгород — а о том, что на ближайшее время их возвращение не планируется. Решение может быть пересмотрено при изменении инфраструктурной ситуации или при появлении иных операционных возможностей.
Что изменится для пассажиров: «Буревестник» вместо «Сапсана»
Вместо «Сапсанов» на маршруте Нижний Новгород — Москва с 3 декабря начнут курсировать новые двухэтажные поезда «Буревестник». По словам замглавы Горьковской железной дороги, они будут отправляться три раза в день и станут альтернативой «Сапсанам» на этом направлении.
Двухэтажные поезда традиционно ориентированы на увеличение пассажировместимости: такой тип подвижного состава позволяет перевозить больше пассажиров при том же числе вагонов, что полезно на загруженных направлениях. Для пассажиров это обычно означает больше мест, возможность выбора между сидячими местами и более доступные билеты за счёт увеличенной емкости состава. При этом поезда «Буревестник» — это иные по классу и концепции составы, сравнивать их исключительно с «Сапсаном» по параметру «время в пути» не всегда корректно, потому что «Сапсан» ориентирован на высокую скорость, а двухэтажные поезда — на пропускную способность и экономичность.
Практические советы для тех, кто планирует поездки между Москвой и Нижним Новгородом
- Проверяйте расписание заранее. При изменении подвижного состава и расписания (появление «Буревестника», частота рейсов и т. п.) удобнее планировать поездку, опираясь на актуальные данные на сайтах и в кассах перед отправлением.
- Сравнивайте не только время в пути, но и удобство отправления/прибытия. Иногда поезд с большим моторесурсом, но удобным временем отправления даёт выигрыш в общем времени «от двери до двери».
- Если для вас важна скорость, следите за информацией о возможной модернизации трассы или возвращении высокоскоростных составов: инфраструктурные проекты влияют на доступность скоростных поездов.
- Для грузонаправлений и перевозки больших групп людей двухэтажные поезда часто удобнее — они дают больше мест и бывают экономичнее по стоимости билета.
Что дальше? Возможные сценарии
Сейчас несколько вещей определяют перспективы возвращения «Сапсанов» на маршрут Москва — Нижний:
- инфраструктурная модернизация трассы — улучшение пути, систем безопасности и сигнализации может сделать направление пригодным для скоростных поездов в будущем;
- операционная необходимость — если пассажиропоток и экономическая модель начнут требовать ускорения перевозок, РЖД и региональные власти могут пересмотреть распределение подвижного состава;
- альтернативные решения — развитие и внедрение новых типов поездов (как, например, «Буревестник») может изменить приоритеты перевозок, делая ставку на вместимость и регулярность, а не только на скорость.
Нельзя исключать, что в дальнейшем возможны как временные, так и постоянные перемены в расписании и типах составов. Все будет зависеть от инвестиций в инфраструктуру, спроса пассажиров и стратегических решений железнодорожного холдинга и региональных властей.
Реакция пассажиров и бизнеса в Нижегородской области
Для регулярных пассажиров и представителей бизнеса, для которых критично сокращение времени в пути, решение об отсутствии «Сапсанов» может быть воспринято с сожалением. С другой стороны, появление двухэтажных «Буревестников» обеспечит больше мест и, вероятно, позволит уменьшить дефицит мест в сезон пиковой загрузки, что ценят туристы и дорожные маршруты с постоянно высоким спросом.
Важно отметить, что железнодорожная логистика — это баланс между скоростью, пропускной способностью и экономикой эксплуатации. В ряде случаев рациональнее инвестировать в составы повышенной вместимости и регулярность рейсов, чем в достижение максимальной скорости на участках, где это нецелесообразно технически или экономически.
Короткое резюме
На сегодняшний день «Сапсаны» не планируют возвращать на маршрут Москва — Нижний Новгород: поезда задействованы на направлении Москва — Санкт-Петербург, где созданы условия для высоких скоростей. На направлении до Нижнего Новгорода пока такие условия отсутствуют. Взамен с 3 декабря начнут курсировать двухэтажные поезда «Буревестник» (три раза в день), которые рассматриваются как альтернатива. Ситуация может измениться при модернизации инфраструктуры или изменении операционной потребности, поэтому пассажирам следует следить за официальными анонсами Горьковской железной дороги и расписанием.
Если у вас есть вопросы о конкретных рейсах, времени в пути или стоимости билетов — пишите в комментариях под этой заметкой. Мы будем отслеживать развитие событий и сообщать обновления по мере поступления новой информации ✍️🚆
Автор: редакция «Мой Горький»
Источник информации: выступление заместителя директора Горьковской железной дороги Владимира Тюленева на заседании комитета по транспорту и связи Законодательного собрания Нижегородской области (20 ноября 2025 года). Информация о запуске двухэтажных поездов «Буревестник» и их частоте (с 3 декабря, три раза в день) приведена по сообщениям Горьковской железной дороги.
